СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

Игра с песком как способ развития и самотерапии

Игра с песком как способ развития и самотерапии

Игра с песком известна с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель, следуя законам Бытия: один жизненный сюжет сменяет другой, все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Почему песок? Прикосновение к нему наполняет воспоминаниями, мечтами, покоем, ощущением легкости, будоражит воображение, вызывая разнообразные ассоциации. Перебирая песчинки руками, погружаешься в волшебный мир детства...

Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать сущность жизни с ее текучестью, неожиданностью и множеством форм. Сама жизнь похожа на песок, который с разной скоростью просачивается между пальцев. А песчинки, эти маленькие драгоценные камешки, символизируют многообразие вариантов выбора.

Песок лечит. Он может оказывать непосредственное воздействие как на тело – в качестве грелки (сухое тепло), так и на душу — посредством игры. В песке строится мир с помощью миниатюрных фигурок: людей, животных, предметов, техники, строений, деревьев. Затем, с помощью психолога, идет беседа о созданной композиции, и человек видит свой внутренний мир как в зеркале.

Недаром у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой, чтобы человек перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.

песочная терапия, игры с пескомИгра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Что же происходит с ним, когда он играет в песок? Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

А самое главное, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт попадает в бессознательное, ведь глубинный смысл проигранного на песке ребенком не осознается. Некоторое время он активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).

Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками: это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания.

Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная «чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.Особо хочется отметить роль игр в песок с не говорящими детьми, детьми с алалией.

песочная терапия, игры с пескомПесочную терапию я использую как для индивидуальной работы с ребенком или взрослым, так и для детско-родительских встреч. Для детей и родителей это простой и естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры есть проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, умений и возможностей.

В работе с родителями самым важным является научение позитивному и безусловному отношению к собственному ребенку, необходимость увидеть мир его глазами и переживать события так же, как переживает их он. Ребенок должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельную значимую личность.

В своей практике помимо вышеуказанных направлений я использую игры в песок для облегчения адаптационного процесса (поступление в детский сад). Проживая в песке все режимные моменты, ребенок легче адаптируется к ДОУ.

Песочная терапия хорошо зарекомендовала себя в оказании помощи родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка, в преодолении неуверенности, тревог и страхов, связанных с различными сторонами жизни.

Песочная терапия еще мало знакома большинству родителей как эффективный способ психологической помощи.

Поэтому отмечу, что рекомендуется использовать песочную терапию в том случае, если ребенок:

  • испытывает трудности в объяснении своих затруднений;
  • ограничен в проявлении своих чувств, находится в состоянии фрустрации;
  • имеет трудности в принятии решения;
  • пережил психологическую травму (потеря, насилие и др.);
  • остро переживает возрастной кризис;
  • испытывает коммуникативные трудности;
  • у ребенка отмечаются страхи, тревожность, агрессивность и др.

песочная терапия, занятия с пескомДля организации песочной терапии в нашем логопедическом центре есть песочница, традиционный размер которой 50х70x8 см. Важно отметить, что именно такие размеры соответствуют принципу золотого сечения. По этому принципу заданы расстояния между планетами, устроены растения, животные и сам человек. Поэтому, общаясь с таким полем, человек, по мнению Г.Эль, будет гармонизироваться со своей естественной природной целостностью.

Дно и внутренние борта песочницы окрашены в голубой цвет, который умиротворяюще воздействует на человека. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо, а наполненная песком голубая песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Неотъемлемая часть песочной терапии – коллекция миниатюрных фигурок высотой до 10-12 см, представляющих объекты окружающего мира.

Таким образом, использование песочной терапии является эффективным методом для решения разных проблем: развития речи, коммуникативных способностей, коррекции эмоциональных (страхи, тревожность, агрессивность) и личностных проблем (низкая самооценка, неуверенность в себе), гармонизации детско-родительских отношений. 


25.10.2013

Возврат к списку статей